Мониторинг качества поверхностных вод Бурейского водохранилища

как часть государственного мониторинга

 

            Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

         В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 г. № 177 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» с изменениями от 18 апреля 2014 г. № 360, в соответствии со статьей № 30 Водного кодекса Российской Федерации (№ 74-ФЗ от 03.06.2006 г.) основными целями системы мониторинга являются:

         - своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработка и реализация мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

         -  оценка эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;

         - информационное обеспечение управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

         На территории Бурейского водохранилища участником государственного (экологического) мониторинга является Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Филиала «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища» ФГБВУ "Центррегионводхоз".

         Бурейское водохранилище имеет комплексное назначение: согласно Техническому проекту его водные ресурсы используются для целей энергетики, водного транспорта, водоснабжения населенных пунктов, рекреации. Кроме этого, Бурейское водохранилище решает важную для Дальневосточного региона социально-экономическую задачу – борьбы с наводнениями в долинах рек Бурея и Амур. Практическая ценность мониторинга на крупных водных объектах состоит также в том, что данные мониторинга подлежат внесению в государственный водный реестр (ГВР). Именно с запроса сведений ГВР и исходя из них должна начинаться процедура оформления водопользования для конкретного лица. При этом мониторинг хотя и является "водным", но включает в себя также мониторинг состояния водоохранных зон, находящихся за границей водного объекта (пункт 2 части 5 статьи 30 Водного кодекса).

         Наравне с Росводресурсами государственный мониторинг осуществляется Роснедрами и Росгидрометом с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.
         Росводресурсы в целях организации и осуществления мониторинга:
         1) обеспечивают разработку автоматизированных информационных систем мониторинга;
         2) ведут регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ (Бурейское водохранилище), наблюдения за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах;
         3) обеспечивают развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ;
         4) координируют ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ);
         5) координируют ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, ведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также осуществляют обобщение и оценку результатов такого учета и таких регулярных наблюдений;
         6) осуществляют сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Росводресурсами и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными ФОИВ, собственниками водных объектов и водопользователями;
         7) проводят общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон, количественных и качественных показателей состояния водных объектов, состояния водохозяйственных систем, в том числе ГТС;
         8) формируют банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов РФ и в целом по РФ;
         9) обеспечивают включение сведений, полученных в результате наблюдений при осуществлении мониторинга, в ГВР;
         10) обеспечивают предоставление ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга.

         Первичной информацией о водных объектах обладает Росгидромет, который передает ее в Росводресурсы для ведения ГВР в соответствии со статьей 31 Водного кодекса. Возможны ситуации, когда необходимая информация о водном объекте еще не внесена в ГВР, но есть в подразделении Росгидромета, которое может ее выдать.
         Несмотря на подробность, а в части распространения на все водные объекты - избыточность положений о мониторинге водных объектов, фактическое его состояние далеко от заявленного.

          Существующая сеть гидрологических наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды включает 3900 гидрологических постов. Сокращение сети гидрологических наблюдений в Российской Федерации за последние 25 лет составляет 30 процентов, при этом в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - до 50 процентов. В целях повышения эффективности деятельности системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды приказом Росгидромета от 2 февраля 2017 г. № 23 утверждена разработанная в 2016 г. Концепция совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017-2025 годы. Сокращение количества постов и программ наблюдений, использование методической базы прогнозов, основывающейся на применении устаревших методов и технологий, обусловили устойчивую тенденцию ухудшения качества гидрологических прогнозов. Состояние сети режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод также характеризуется сокращением количества пунктов гидрохимических наблюдений, отбираемых проб воды и донных отложений, выполняемых аналитических работ. Отсутствие автоматизированных и дистанционных методов наблюдения за режимом и качеством вод и слабая оснащенность современным аналитическим лабораторным оборудованием предопределяют низкое качество производимых наблюдений.

         На Бурейском водохранилище локальная сеть наблюдений за гидрохимическим составом вод включает точки отбора на всей территории водоема. Существующая в составе Филиала «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища» гидрохимическая лаборатория располагает необходимыми сертифицированными в Российской Федерации и поверенными средствами измерений, вспомогательным и испытательным оборудованием, государственными стандартными образцами (ГСО), актуализированным фондом нормативно-технической документации для качественного выполнения количественного химического анализа (КХА) в пределах компетентности лаборатории. Государственный мониторинг Бурейского водохранилища осуществляется с учетом особенностей его режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. Результаты наблюдений вносятся в Автоматизированную информационную систему государственного мониторинга водных объектов (АИС ГМВО).

             Порядок организации и проведения наблюдений в пунктах режимных работ определены ГОСТом 17.1.3.07-82. «Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков» и методическими указаниями (РД 52.24.309-2004. «Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета»).

           Все пункты наблюдений за качеством воды водоемов и водотоков делят на 4 категории, определяемые частотой и детальностью программ наблюдений. Назначение и расположение пунктов контроля определяются правилами наблюдений за качеством воды водоемов и водотоков.

      Бурейское водохранилище, образованное на реке Бурея, имеет статус особо ценного рыбохозяйственного значения, что подтверждается действующим Постановлением Совмина РСФСР от 26.10.73 N 554 (ред. от 15.02.79) «Об утверждении перечня рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб». Исходя из этого, пункты мониторинга качества воды определены для первой категории наблюдений.

         Ранее обширная работа по наблюдению, в том числе, за химическим составом воды водохранилища, выполнялась с 2003 года по 2009 год ИВЭП ДВО РАН в рамках социально-экологического мониторинга совместно с Росгидрометом. С 2014 года наблюдения за качественными и количественными показателями вод Бурейского водохранилища ведутся специалистами  «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища». При этом выполнение данных работ решает следующие основные задачи:

-  контроль уровня загрязненности по физическим и химическим показателям;

- изучение динамики загрязняющих веществ и выявление причин, при которых происходят колебания уровня загрязненности.

          В ходе работ дается оценка качества поверхностных вод в пространственном и временном аспектах, влияние гидрологического режима на сезонную изменчивость состава воды, собирается информация о качестве водных ресурсов, которая необходима для рационального использования и осуществления мероприятий по их охране от загрязнения и истощения.

           Экспедиционные работы, обработка результатов и химические анализы на водохранилище осуществляются при следующих гидрологических ситуациях:

- весной - в начале наполнения водохранилища.

- летом и в начале осени - в период наполнения и зимой, при ледоставе.

         Местами отбора проб  определены участки в границах поселений, а также в устьях заливов, образованных крупными водотоками. Гидрохимические исследования охватывают нижнюю, среднюю и верхнюю часть водохранилища. Так как максимальная глубина водохранилища достигает 120 метров, то пробы воды отбираются с поверхностных, средних и придонных горизонтов с одной вертикали, при этом количество проб в одном створе зависит от глубины водохранилища в данном конкретном месте.

          Количество наблюдаемых показателей 26 ед., годовое количество отобранных проб: 92 ед., количество проведенных анализов: 2242 ед.